Танец мамбо как символ свободы выражения женственности в фильме «И Бог создал женщину»

Автор
dance.ru
27371
0
27371
11:00 от 20.04.2023
Автор: Юлия Винар

В своих статьях, посвященных взаимодействию танцев и кино мы часто обращались к аргентинскому танго, современным направлениям, бальным танцам в контексте кинофильмов, но подробно еще не останавливались на горячих африканских ритмах танцевального стиля «мамбо». Сегодня мы с удовольствием исправим это упущение с помощью яркой танцевальной сцены из фильма, создавшего эротический миф Брижит Бардо.


«И Бог создал женщину» — скандальная картина французского кинорежиссера русского происхождения Роже Вадима (настоящее имя Роже Владимир Племянников). Благодаря своей страсти к женской красоте и чувственности режиссер обладал удивительным даром видеть и раскрывать в начинающей актрисе настоящую звезду. С его легкой руки кинематографу открылись Аннет Стройберг, Катрин Денев, Джейн Фонда — по совместительству ставшие женами художника. Но первой в этом списке была Брижит Бардо, а ее роль в дебютном фильме Роже Вадима «И Бог создал женщину» представила публике новые, прежде невиданные, формы художественного видения и чувственности. Скандал же произошел не столько из-за намека на наготу и эротизм чувственной и тревожной молодой женщины, сколько из-за беспорядочного поведения ее персонажа, из-за которого в некоторых странах его даже подвергли цензуре. Вадим способствовал раскрепощению сексуальных нравов, чуть ли не предвещая сексуальную революцию.

Эротическая атмосфера, созданная Бардо в «Et Dieu... crea la femme», удивительна даже по сегодняшним меркам. Спровоцированный ею скандал положил начало фильму, и он же принес ему беспрецедентный успех. Ее образ олицетворял собой уникальное сочетание сексуальности и невинности, смесь, которую она продемонстрировала в ярком изображении обворожительного персонажа фильма – молодой женщины, любующейся своим телом. Роже Вадим и Рауль Дж. Леви (продюсер ленты) рассказывают о юной леди из городка на Ривьере, которая представляет опасность для всех мужчин. Вероятно, истинную личность Джульетты можно охарактеризовать как детский эгоизм, а не только ее свободное и бездумное отношение к любовным делам. Она просто делает все, что хочет, не заботясь о мнениях и предрассудках людей. Немного дикая и иррациональная девушка, нарушает определенные социальные табу, оно при этом она не «роковая женщина», а всего лишь необузданный подросток, которого нельзя винить в том, что он родился таким красивым, очаровательным и иногда, кажется, совсем беззащитным.

Джульетт — жительница провинциального городка, в котором все остальные жители классические представители патриархального мира. Ее внутренняя свобода и стремление жить вне правил, навязанных обществом очень созвучны с «Бунтом без причины», поэтому параллели образа героини с ее популярным американским «товарищем» Джеймсом Дином напрашиваются сами собой. Но своеобразный бунт героини Бардо выделяется, тем, что в центре его находится женщина, которая даже будучи бедной сиротой сохраняет свободу мысли и раскованность. Ее действия зачастую непоследовательны, но искренни. Для мужчин она становится вожделенной игрушкой, а для женщин объектом возможности выплеснуть свою желчь и зависть, отыграть свой гнев на той, которая в стесненных обстоятельствах позволила себе роскошь быть настоящей и неидеальной. Такой образ и поведение приводят девушку в запутанный любовный четырехугольник между мужем, его братом и влиятельным покровителем.

Кульминацией истории становится эротический танец Брижит Бардо под аккомпанемент афро-кубинского биг-бэнда. Пьяная Джульетт спускается в подвал местного бара, увлеченная ритмчной музыкой. Ее танец полон огня и естественной сексуальности, движения напоминают языческий ритуал и в какой-то момент оператор акцентирует фокус на ногах девушки — ее юбка распахивается и окончательно обнажает босые ноги, зеленый цвет юбки в данной сцене символизирует единение Джульетт с природной стихией. Будь Брижит профессиональной танцовщицей, а ее движения более точными и технически верными — этот танец потерял бы свою главную составляющую. В некоторой угловатости и даже грубости отдельных па наряду с идеальной пластичностью других, просматривается органичность девушки и ощущение себя. В какой-то момент даже появляется ощущение будто на экране перед нами в танце гусеница превращается в бабочку. Так, возможно, героиня приходит к другой самоидентичности и именно в танце из подростка превращается в женщину. Барабаны «загоняют» ритм и девушка не может остановиться в своем диком порыве до тех пор, пока не получает пощечины от своего мужа, ее взгляд на него в этот момент объясняет всю условность грядущего финала, в котором девушка, отдышавшись после горячего танца, уходит с мужем, якобы повиновавшись ему. Она принимает пощечины только потому, что в тот самый момент сочла нужным принять их. Джульетта далеко не приручена, и конец фильма отнюдь не совпадает с концом их истории. Взгляд «кошки, которая гуляет сама по себе», не оставляет сомнений — остановив супругу на этот раз, Мишелю не удастся остановить внутри нее процесс, запущенный жарким танцем.

Своим прочтением Эдемского сада и Евы, Роже Вадим с супругой немного опередили свое время, заработав скандальную репутацию во всем мире. Несмотря на какие-то недочеты «И Бог создал женщину» очень важен с социологической и кинематографической точки зрения. Он предвосхитил грядущую всего через 4 года революцию нововолновцев (Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. - Прим. ред.). Брижит Бардо же стала секс-символом и, что не менее важно, предвестницей «новой француженки» — женщины, которая своей манерой улыбаться, говорить, смеяться, ходить и танцевать в смеси плоти, огня и красоты, не боится демонстрировать свое истинное «Я», свои страхи, желания и страдания. Особый акцент приятно сделать на том, что, обогащая таким образом кинематографический язык, для свободы выражения женственности и сексуальности «новой женщины» художник в очередной раз использует танец.
Другие новости
по темам
Другие новости по темам Танцы мамбо
Комментарии
Написать


Написать
Отменить

Регистрация

на конкурсы

и фестивали

30.03.2024 - 30.03.2024
6.04.2024 - 7.04.2024
18.05.2024 - 18.05.2024
22.06.2024 - 23.06.2024

Все для танцев